Презентация, доклад по МХК на тему Классицизм: античность как эталон (11 класс)

Содержание

Время возникновения и ориентирыКлассицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв. Принципиальная черта стиля - обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону (лат. «Classicus» - «образцовый», «принадлежащий к первому (высшему) классу римских

Слайд 1Классицизм: античность как эталон
МОЯ ГАЛЕРЕЯ
Подготовлено по материалам источников:
Гомбрих Э.Г. История искусства
Даниэль С.

Европейский классицизм
Кожина Е. Искусство Франции XVIII века
Классицизм: античность  как эталонМОЯ ГАЛЕРЕЯПодготовлено по материалам источников: Гомбрих Э.Г. История искусстваДаниэль С. Европейский классицизмКожина Е. Искусство Франции

Слайд 2Время возникновения и ориентиры
Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII -

начала XIX вв.
Принципиальная черта стиля - обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону (лат. «Classicus» - «образцовый», «принадлежащий к первому (высшему) классу римских граждан»).
Основной принцип - стройность, упорядоченность и соразмерность, - та гармония, достичь которой можно, только руководствуясь человеческим разумом.
Идеи классицизма наилучшим образом характеризует наглядное высказывание французского философа Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». В понимании Декарта душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. и перестать мыслить - означает перестать существовать.
Время возникновения и ориентирыКлассицизм - художественный стиль в европейском искусстве XVII - начала XIX вв. Принципиальная черта стиля

Слайд 3Классицизм сформировался во Франции в период расцвета абсолютной монархии, постепенно распространяясь в странах Европы

(Испании, Германии, Великобритании, Нидерландах) и США.
В России классицизм возник в период правления Екатерины II в историческом процессе европеизации, когда императрица ввела моду на всё французское.
Цели классической культуры - познание истины, воспитание человека по законам морали и нравственности.
Значимое содержание позднего классицизма — конфликт гражданского долга и личных интересов, которые приносили в жертву ради высочайших эталонов.
Классицизм выстроил иерархию жанров, смешение коих не допускалось:
высокие (историческая, мифологическая, религиозная живопись) и низкие (натюрморт, пейзаж, портрет).

Время возникновения и ориентиры

Классицизм сформировался во Франции в период расцвета абсолютной монархии, постепенно распространяясь в странах Европы (Испании, Германии, Великобритании, Нидерландах) и США.В России классицизм возник в период

Слайд 4Никола Пуссен. Смерть Германика, 1628
В работе Н. Пуссена продемонстрированы последние минуты

Германика – римского полководца и будущего императора. Будучи сыном Тиберия, он имел высокое влияние и все возможности, чтобы в скором времени сменить отца. Но неожиданно для всех его скосила болезнь…
Никола Пуссен. Смерть Германика, 1628В работе Н. Пуссена продемонстрированы последние минуты Германика – римского полководца и будущего

Слайд 5Живопись
Никола Пуссен
Клод Лоррен
Жак Луи Давид
Жан Огюст Доминик Энгр
Карл Брюллов
Антонио Канова
Бертель Торвальдсен
Самые

известные классицисты

Скульптура

ЖивописьНикола ПуссенКлод ЛорренЖак Луи ДавидЖан Огюст Доминик ЭнгрКарл БрюлловАнтонио КановаБертель ТорвальдсенСамые известные классицистыСкульптура

Слайд 6Литература
Малерб (поэзия)
П. Корнель, Расин (драматургия)
Лафонтен (басни)
Буало (сатира)
Мольер (комедия)
Клод Перро
Андре Ленотр
Кристофер Рен
Дж.

Кваренги
Чарлз Камерон
Василий Баженов
Матвей Казаков

Самые известные классицисты

Архитектура

ЛитератураМалерб (поэзия)П. Корнель, Расин (драматургия)Лафонтен (басни)Буало (сатира)Мольер (комедия)Клод ПерроАндре ЛенотрКристофер РенДж. КваренгиЧарлз КамеронВасилий БаженовМатвей КазаковСамые известные классицистыАрхитектура

Слайд 7Французский художник Никола Пуссен считается основоположником раннего европейского классицизма и самым ярким его приверженцем.
Классицизм

XVII в. назван российским искусствоведом С.М. Даниэлем «Эпохой Пуссена».

Классицизм в живописи: Начало и расцвет

Никола Пуссен. Автопортрет, 1650

Французский художник Никола Пуссен считается основоположником раннего европейского классицизма и самым ярким его приверженцем.Классицизм XVII в. назван российским искусствоведом С.М.

Слайд 8Философия классицизма в живописи
Никола Пуссен. Аркадские пастухи, 1650
Никола Пуссен. Царство Флоры,

1631

Философия классицизма в живописиНикола Пуссен. Аркадские пастухи, 1650Никола Пуссен. Царство Флоры, 1631

Слайд 9Философия классицизма в живописи
Никола Пуссен. Суд Соломона, 1649

«Суд Соломона в пуссеновской интерпретации —

это суд, рассчитанный на публичное обозрение. Существенно не событие как таковое, а идея, с которой оно должно соотноситься, которую оно должно репрезентировать, — идея высшей справедливости, беспристрастности, мудрости. Совершенство композиции Пуссена можно было бы обозначить теми же словами, какими с библейских времен характеризуют мудрый суд, — соломоново решение».
С. Даниэль, рос. искусствовед
Философия классицизма в живописиНикола Пуссен. Суд Соломона, 1649«Суд Соломона в пуссеновской интерпретации — это суд, рассчитанный на публичное обозрение. Существенно

Слайд 10Философия классицизма в живописи
Клод Лоррен. Полдень (Отдых на пути в Египет),

1661

Совершенное воплощение пейзажа как идеально выстроенной композиции французским художником К. Лорреном обрело право на сосуществование с живописью высоких жанров.
Ландшафт для Лоррена - арена человеческой истории, а прообраз художественного единства — изначальное единство Вселенной, природный Космос. Персонажи пейзажей  К. Лоррена - Небо, Земля, Море и Солнце.
Рос. искусствовед С. Даниэль отмечает, что «…Страной Лоррена правит не Король-солнце, а Солнце-король, а сюжеты - их встречи и прощания».

Философия классицизма в живописиКлод Лоррен. Полдень (Отдых на пути в Египет), 1661Совершенное воплощение пейзажа как идеально выстроенной

Слайд 11Философия классицизма в живописи
Клод Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской, 1646
В идиллию

природы живописец-философ К. Лоррен вводит тему «ванитас»: руины древних дворцов и храмов на его картинах как напоминание о бренности людского существования, вечна одна обновляющаяся природа.
С. Даниэль: «Лорреновский пейзаж заключает в себе возможность метафорического прочтения: как обрушились и поросли травой камни некогда величавого здания, так неумолимое время изменит облик ныне юной и прекрасной девы, вечно юной и вечно прекрасной останется только природа. В согласии с этим замыслом живописец противопоставляет уходящие в землю руины (…) молодым высокоствольным деревьям (…), устремленным к небу, а обломки здания (…) контрастируют с живой стихией моря».
Философия классицизма в живописиКлод Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской, 1646 В идиллию природы живописец-философ К. Лоррен вводит тему

Слайд 12По приказу Людовика XIV («Короля-солнце») выстроен Версаль, наполненный солярной символикой (знаками, схематично

изображающими солнце):
направление дворца указывает в сторону восхода,
аллеи парка напоминают солнечные лучи, 
украшает парк фонтан Бога солнца - Аполлона.

Классицизм в архитектуре: рационализм, порядок и система

Версаль. Общий вид

По приказу Людовика XIV («Короля-солнце») выстроен Версаль, наполненный солярной символикой (знаками, схематично изображающими солнце):направление дворца указывает в сторону

Слайд 13В восточном крыле Лувра собраны воедино составляющие эстетики классицизма:
опора на классические

ордерные соотношения;
точное членение по горизонтали и вертикали; 
симметрия; 
расположенный в центре строения фасад, выделенный фронтоном.

Классицизм в архитектуре: рационализм, порядок и система

Ф. д’Орбе, Л. Лево, К. Перро. Восточное крыло Лувра, 1667−1678

В восточном крыле Лувра собраны воедино составляющие эстетики классицизма: опора на классические ордерные соотношения; точное членение по горизонтали и вертикали; симметрия; расположенный

Слайд 14 Этап 1740-1780-х гг. вошел в историю под звучным названием «эпоха Просвещения»: появляются

первые атеистические теории, нет больше непогрешимых авторитетов, священных истин, все в мире надлежит подвергаться сомнению и анализу, и для человеческой мысли не может быть запретов и ограничений.
Высшая ценность - гражданские добродетели: чувство долга, волевая самодисциплина, умение подчинять чувства контролю рассудка и общему благу.
Великие мыслители эпохи: Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо и др.
Именно в XVIII в. сформировался современный тип культуры. В эпоху Просвещения появились первые художественные музеи, стали проводиться первые выставки: человека следует просвещать, чтобы мир изменился к лучшему. У художников складывается гражданская позиция, искусство начинает откликаться на то, что происходит здесь и сейчас.
Столицей художественного мира становится Париж.
XVIII век - также и век Великой французской революции, кардинально изменившей мировоззренческие взгляды не только во Франции, но и во всей Европе.

Эпоха Просвещения: поздний классицизм

Этап 1740-1780-х гг. вошел в историю под звучным названием «эпоха Просвещения»: появляются первые атеистические теории, нет больше непогрешимых

Слайд 15Выразителем настроений эпохи стал французский художник Жак-Луи Давид, и поздний классицизм историки

искусства называют «эпохой Давида».
Классицизм Давида представляет из себя противопоставление классицизму Пуссена: Пуссен романтичен и философичен, Давид же - материалистичен и нарочит.
Поздний классицизм стал официальным стилем Французской революции и наполеоновского времени: для прославления республиканских достоинств, а позже - и величия империи – необходимо было новое искусство.

Эпоха Просвещения: поздний классицизм

Жак-Луи Давид. Автопортрет, 1794

Выразителем настроений эпохи стал французский художник Жак-Луи Давид, и поздний классицизм историки искусства называют «эпохой Давида».Классицизм Давида представляет из

Слайд 16Жак Луи Давид. Смерть Марата, 1793
Картина Ж.Л. Давида, посвященная Великой Французской

Революции, повествует о судьбе Жана Поля Марата - лидера якобинцев и журналиста радикальной газеты «Друг народа».

Эпоха Просвещения: поздний классицизм

Жак Луи Давид. Смерть Марата, 1793Картина Ж.Л. Давида, посвященная Великой Французской Революции, повествует о судьбе Жана Поля

Слайд 17Эпоха Просвещения: поздний классицизм
Жак-Луи Давид. Клятва Горациев, 1784

Эпоха Просвещения: поздний классицизмЖак-Луи Давид. Клятва Горациев, 1784

Слайд 18Жан Огюст Доминик Энгр. Мадемуазель Каролин Ривьер, 1805
Уверенный классицист Жан Огюст

Доминик Энгр считал, что всё гениальное уже реализовано, и задача художника - соответствовать образцам.
Его «Портрет мадемуазель Ривьер» - подражание Рафаэлю.

Эпоха Просвещения: поздний классицизм

Жан Огюст Доминик Энгр. Мадемуазель Каролин Ривьер, 1805Уверенный классицист Жан Огюст Доминик Энгр считал, что всё гениальное

Слайд 19Э.М. Фальконе. Медный всадник, 1768
И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади

в Москве, 1804−1818

Скульптура позднего классицизма – культ героического

Э.М. Фальконе. Медный всадник, 1768И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, 1804−1818Скульптура позднего классицизма – культ героического

Слайд 20Антонио Канова. Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы, 1805
Бертель Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику

в Варшаве, 1822−1830

Скульптура позднего классицизма – культ героического

Антонио Канова. Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы, 1805Бертель Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику в Варшаве, 1822−1830Скульптура позднего классицизма – культ героического

Слайд 21Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини

Правосудия, 1780-е

Русский классицизм

В России классицизм появился во 2-й половине XVIII в. при Екатерине II, проникшейся идеями Просвещения и переписывавшейся с самим Вольтером.
Стиль проявил себя во всех видах искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, 
литературе и даже градостроительстве.
Самый значительный монумент русского классицизма - г. С.-Петербург, выстроенный наилучшими конструкторами эпохи по законам великого Андреа Палладио.

Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия, 1780-еРусский классицизмВ России классицизм появился во 2-й

Слайд 22Русский классицизм
Карл Брюллов
Дмитрий Левицкий
Федор Рокотов
Василий Тропинин
Орест Кипренский
Владимир Боровиковский
Антон Лосенко

Русский классицизмКарл БрюлловДмитрий ЛевицкийФедор РокотовВасилий ТропининОрест КипренскийВладимир БоровиковскийАнтон Лосенко

Слайд 23К.П. Брюллов. Последний день Помпеи, 1830-е
Дж. Кваренги. Академия наук в Санкт-Петербурге, 1783−1789
Русский классицизм

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи, 1830-еДж. Кваренги. Академия наук в Санкт-Петербурге, 1783−1789Русский классицизм

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть