Презентация, доклад к выступлению на тему Развитие познавательной самостоятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время через применение технологии системно-деятельностного подхода

Содержание

Ключевыекомпетенции1. Ценностно-смысловая компетентность 7. Компетенцияличностногосамосовершенствования 2. Общекультурнаякомпетенция 3. Учебно-познавательнаякомпетенция 4. Информационнаякомпетенция 5. Коммуникативнаякомпетенция 6. Социально-трудоваякомпетенция

Слайд 1Развитие познавательной самостоятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

через применение технологии системно-деятельностного подхода

Гудалина О.Н.
учитель математики
МБОУ лицей №4
г. Коломна
06.11.2014 г.

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся  на уроках математики  и во внеурочное время  через применение технологии

Слайд 2Ключевые
компетенции
1. Ценностно-смысловая
компетентность
7. Компетенция
личностного
самосовершенствования
2. Общекультурная
компетенция
3. Учебно-познавательная
компетенция
4. Информационная
компетенция


5. Коммуникативная
компетенция

6. Социально-трудовая
компетенция

Ключевыекомпетенции1. Ценностно-смысловая компетентность 7. Компетенцияличностногосамосовершенствования 2. Общекультурнаякомпетенция 3. Учебно-познавательнаякомпетенция 4. Информационнаякомпетенция 5. Коммуникативнаякомпетенция 6. Социально-трудоваякомпетенция

Слайд 3Самостоятельная деятельность и самостоятельная работа
Долгое время в педагогической литературе отождествлялись понятия

«самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа».
Работа – производительный процесс по созданию, обработке чего-нибудь.
Деятельность – внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая осознанием цели.
Попытку снять противоречие сделал П.И. Пидкасистый, который отмечает, что под самостоятельной работой понимают организованную учителем деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Значит, самостоятельная работа – это не форма организации учебных знаний и не метод обучения, а скорее средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Познавательная самостоятельность формируется при глубоком и осмысленном усвоении школьниками основ наук, овладении навыками работы с книгой, а также путем применения полученных знаний на практике.

Самостоятельная деятельность  и самостоятельная работаДолгое время в педагогической литературе отождествлялись понятия «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа».Работа

Слайд 4Три уровня самостоятельности:
Низкий уровень самостоятельности (подражательно-пассивный) проявляется тем, что ученик может

действовать по готовому образцу.

Средний уровень самостоятельности (активно-поисковый) - это свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Если учебную задачу усложнить или переформулировать, то у ученика возникают затруднения и неудачи.

Высокий уровень самостоятельности (интенсивно-творческий) характеризует то, что ученик применяет знания в новой, нестандартной ситуации
Три уровня самостоятельности:Низкий уровень самостоятельности (подражательно-пассивный) проявляется тем, что ученик может действовать по готовому образцу.Средний уровень самостоятельности

Слайд 5 Оценка познавательной

самостоятельности школьников: низкий уровень – 23 - 39 %, средний уровень – 40 - 54 %, высокий уровень – 55- 70%.


Оценка познавательной

Слайд 6формирование у школьников компетенции
«познавательная деятельность», которая
приводит к получению высоких

результатов
в обучении и их практического применения.

Основная цель
педагогической
деятельности:

формирование у школьников компетенции «познавательная деятельность», которая приводит к получению высоких  результатовв обучении и их практического

Слайд 7Развитие познавательной самостоятельности у обучающихся, возможно через внедрение системно-деятельностного подхода в

математике, как на уроках, так и во внеурочное время


Развитие познавательной самостоятельности  у обучающихся,  возможно через внедрение системно-деятельностного подхода в математике, как на уроках,

Слайд 8Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания

узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления».

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; «Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними».

Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной

Слайд 9Задачи:
создание на уроках и во внеурочной деятельности условий для


овладения обучающимися навыками познавательной
самостоятельности;

- использование форм и методов технологии системно-
деятельностного подхода, способствующих развитию
познавательной самостоятельности;

- применение наряду с традиционными формами уроков уроки с
применением современных технологий;

во внеурочное время осуществлять подготовку и участие учащихся
в предметных олимпиадах, конкурсах, проводить факультативы,
вести предметные кружки, организовывать реферативную и
исследовательскую деятельность.
Задачи: создание на уроках и во внеурочной деятельности условий для   овладения обучающимися навыками познавательной

Слайд 10В работе по развитию познавательной самостоятельности учащихся на уроке и во

внеурочное время  можно выделить следующие три основные уровня:





1 уровень

воспроизводящая
самостоятельность

копирующее действие
обучающихся по образцу

2 уровень

вариативная
самостоятельность

Репродуктивная деятельность
по воспроизведению информации

3 уровень

частично-поисковая
самостоятельность

Продуктивная деятельность
самостоятельного применения
приобретенных знаний

В работе по развитию познавательной самостоятельности учащихся  на уроке и во внеурочное время   можно выделить

Слайд 11Простая воспроизводящая самостоятельность.
При решении задачи ученики, достигшие этого уровня, действуют строго

по образцу, используют правила и методы, которые объяснил учитель. Если же задача не соответствует образцу, то они решить ее не могут, и не предпринимают попыток как-то изменить ситуацию, отказываются от решения новой задачи, аргументируя это тем, что такие задачи еще не решались.

Простая воспроизводящая самостоятельность. При решении задачи ученики, достигшие этого уровня, действуют строго по образцу, используют правила и

Слайд 12Вариативная самостоятельность.
Учащиеся  на этом уровне могут из нескольких имеющихся правил, определений,

образцов решений выбрать какое-то одно и использовать его самостоятельно для решения новой задачи, при этом они могут производить простейшие сравнения и анализ.
Вариативная самостоятельность. Учащиеся  на этом уровне могут из нескольких имеющихся правил, определений, образцов решений выбрать какое-то одно

Слайд 13Частично-поисковая учебная самостоятельность.
На этом уровне проявляется умение из имеющегося набора правил

и предписаний для решения задач формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса задач. Учащиеся могут осуществить перенос математических методов моделирования ситуации, стремятся найти «собственное правило», прием, способ деятельности, проявляя элементы творчества. Ученики умеют проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. В их деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. 

Частично-поисковая  учебная самостоятельность. На этом уровне проявляется умение из имеющегося набора правил и предписаний для решения

Слайд 14Творческая самостоятельность (четвертый уровень самостоятельности)
Выделение этого высшего уровня самостоятельности целесообразно,

так как на внеурочных занятиях уже в 10 классе, и особенно в 11 классе самостоятельность некоторых учащихся носит творческий характер, что находит выражение в самостоятельной постановке ими проблемы или задачи, в составлении плана ее решения и отыскании способа решения; в постановке гипотез и их проверке; в проведении собственных исследований и т. п.

Творческая самостоятельность (четвертый уровень самостоятельности) Выделение этого высшего уровня самостоятельности целесообразно, так как на внеурочных занятиях уже

Слайд 15В соответствии с выделенными уровнями учитель осуществляет четыре этапа учебной работы

В соответствии  с выделенными уровнями учитель осуществляет четыре этапа учебной работы

Слайд 16На первом этапе:
учитель работает по традиционной методике, разъясняет учащимся элементарные формы

познавательной деятельности, пересказывает содержание учебников, разъясняет, как можно было бы получить это все самостоятельно. Затем он организует самостоятельную работу учеников, состоящую в решении задач, предварительно подготовленных в качестве примеров.  Это «стартовый» этап большинства учащихся 5-6 классов.

На первом этапе:учитель работает по традиционной методике, разъясняет учащимся элементарные формы познавательной деятельности, пересказывает содержание учебников, разъясняет,

Слайд 17На втором этапе:
учитель побуждает учащихся к обсуждению различных способов решения учебной 

задачи и учит отбирать наиболее рациональные из них, путем сравнения. На этом этапе учитель организует самостоятельное изучение учащимися нового материала по учебным пособиям, раскрывающим материал и содержащим большое число примеров различной трудности. На этом этапе ученики самостоятельно решают задачи из сборников конкурсных и олимпиадных задач, читают доступную научную литературу. Педагог дает индивидуальные рекомендации по самообучению. 

На втором этапе:учитель побуждает учащихся к обсуждению различных способов решения учебной  задачи и учит отбирать наиболее рациональные

Слайд 18Третий этап:
выход всех учащихся на основной уровень самостоятельности. На этом этапе

учитель организовывает обобщающие беседы по самостоятельно изученному школьниками материалу; систематизирует знания учащихся; учит их приемам обобщения и абстрагирования. Педагог учит выдвигать гипотезы, искать пути предварительного обоснования или опровержения их индуктивным путем, а затем находить дедуктивные доказательства; создает проблемные ситуации, направляет ход дискуссии и подводит итоги. Школьники способны к творческому обсуждению докладов и сообщений на семинарах, готовы к участию в конкурсах и олимпиадах по предметам различного уровня. Учащиеся готовы к самообучению по индивидуальным интересам и потребностям.

Третий этап:выход всех учащихся на основной уровень самостоятельности. На этом этапе учитель организовывает обобщающие беседы по самостоятельно

Слайд 19Четвертый этап (поисково-исследовательский):
учитель работает индивидуально с учащимися, проводит консультации, дает рекомендации

в выборе соответствующей литературы, организует обсуждения, найденного учеником доказательства, дифференцируя свою деятельность с учетом познавательных интересов каждого ученика. Самостоятельная работа школьника на этом этапе работы требует значительных творческих усилий. Учащиеся работают самостоятельно в течение сравнительно длительного срока, решая задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных учителем. 
Четвертый этап  (поисково-исследовательский):учитель работает индивидуально с учащимися, проводит консультации, дает рекомендации в выборе соответствующей литературы, организует

Слайд 20Развитие самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные

задания

К ним относятся:
- задания, не сводящиеся к известным способам решения;
- задания, способствующие созданию проблемной ситуации;
- задания, предусматривающие использование жизненного
опыта детей;
- задания, несущие элементы занимательности;
- задания, имеющие практическую значимость;
- задания, допускающие разные способы решения.

Развитие самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные заданияК ним относятся:- задания, не сводящиеся

Слайд 21спасибо
внимание!
за

спасибо внимание! за

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть