Презентация, доклад на тему Математика у русского народа (7--11 класс)

Содержание

Письменные памятникиматематических знаний русского народа мы имеем начиная примерно с тысячного года нашего летосчисления. Эти знания являются результатом предшествовавшего долгого развития и основаны на практических нуждах человека.

Слайд 1Математика у русского народа
Подготовила: учитель математики

МБОУ «Мордовско- Полянская СОШ»
Клещеногова В.А.

Математика у русского народа Подготовила: учитель математики

Слайд 2Письменные памятники

математических знаний русского народа мы имеем начиная примерно с тысячного

года нашего летосчисления. Эти знания являются результатом предшествовавшего долгого развития и основаны на практических нуждах человека.

Письменные памятникиматематических знаний русского народа мы имеем начиная примерно с тысячного года нашего летосчисления. Эти знания являются

Слайд 3Раннее возникновение интереса к науке в России.


Сохранились сведения о школах
при Владимире Святославовиче
(978- 1015), при Ярославе Мудром (1036-1054).
Находились в очень раннюю эпоху "числолюбцы", интересовавшиеся математикой не только в той мере, в какой она были нужна непосредственно для практической деятельности.

Раннее возникновение интереса к науке в России.

Слайд 4 Примером таких "числолюбцев" был новгородский монах начала двенадцатого столетия Кирик. Кирик Новгородец 

(1110 - не ранее 1156/58 гг.) Выдающийся книжник, богослов и исследователь мироздания Монах Антониева монастыря в Новгороде, дьякон и доместик  (регент церковного хоря при монастырской церкви Рождества Богородицы) Первый русский математик, известный нам по имени, и автор древнейшего сохранившегося математического сочинения Древней Руси –  «Учения о числах»


Примером таких

Слайд 5Говоря об интересе русского народа к математике в те отделенные от

нашего времени века, мы не должны забывать, что речь здесь идет о передовых слоях народа, стремившихся к знанию, строивших национальную культуру, которая пышно расцвела в последующие века.
Рядом с этими прогрессивными элементами имелись значительные круги духовенства и эксплуататоров, которые относились к знанию вообще и к математике в частности враждебно. Свидетельства о враждебном отношении к знанию мы встречаем еще в XVII и XVIII веках.
Основной предпосылкой для всех математических знаний служит нумерация, которая у разных древних народов имела различный вид.

Говоря об интересе русского народа к математике в те отделенные от нашего времени века, мы не должны

Слайд 6Первая «запись» чисел- зарубки, узелки
Все народы вначале обозначали числа зарубками на

палочках, которые у русских назывались бирками. Такой способ записей долговых обязательств или налогов употреблялся малограмотным населением разных стран. На палочке делали нарезы, соответствующие сумме долга или налога.
Палочку раскалывали пополам; одну половину оставляли у должника или у плательщика, другую хранили у заимодавца или в казначействе.
При расплате обе половинки проверяли складыванием.
В Англии этот способ записей налогов существовал до конца семнадцатого столетия. При ликвидации старых налоговых обязательств крестьян на дворе лондонского казначейства был устроен костер из накопившихся бирок. Этот костер оказался таким большим, что сгорело и само здание казначейства, а вместе с ним погиб и вделанный в стену образец английской меры длины, так что с тех пор англичане не знают точной длины своего фута.

Первая «запись» чисел- зарубки, узелкиВсе народы вначале обозначали числа зарубками на палочках, которые у русских назывались бирками.

Слайд 7Обозначение чисел.
Писали числа наши предки при помощи букв славянского алфавита, над

которыми ставился особый значок - титло. В славянской нумерации каждому числу соответствовала буква. Влиянием этой нумерации объясняются некоторые термины русского языка. В старых учебниках грамматики буква "и" называлась "и осьмиричное", буква "i" - "и десятиричное". Объясняются эти названия тем, что в славянской нумерации буква "и" обозначала 8, буква "i" - 10.

Обозначение чисел.Писали числа наши предки при помощи букв славянского алфавита, над которыми ставился особый значок - титло.

Слайд 8Славянская нумерация

Славянская нумерация

Слайд 9Потребности хозяйственной жизни
далекого прошлого довольствовались сравнительно небольшими числами - так называемым

"малым счетом" наших предков. Он доходил до числа 10000, которое в самых старых памятниках называется "тьма", то есть темное число, которое нельзя ясно представить.

Потребности хозяйственной жизнидалекого прошлого довольствовались сравнительно небольшими числами - так называемым

Слайд 10Славянская нумерация для обозначения больших чисел

Славянская нумерация для обозначения больших чисел

Слайд 11Числа «тьма тем»
В дальнейшем граница малого счета была отодвинута до 108,

до числа "тьма тем". Старинная рукопись по этому случаю заявляет, что "больше сего числа несть человеческому уму разумети". Но наряду с этим "малым числом", "коли прилучался великий счет и перечень", употреблялась вторая система, называвшаяся "великим числом или счетом" или "числом великим словенским". В нем употреблялись более высокие разряды: тьма - 106, легеон - 1012, леодр - 1024, ворон - 1048; иногда еще колода - десять воронов - 1049 (хотя нужно было за колоду принять, следуя системе, 1096). Автор рукописи вновь заявляет, что "того числа несть больше".
Для обозначения этих больших чисел наши предки употребляли оригинальный способ, не встречающийся ни у одного из известных нам народов: число единиц любого из перечисленных высших разрядов обозначалось той же буквой, что и простые единицы, но обрамленной для каждого числа соответственным бордюром.

Числа «тьма тем»В дальнейшем граница малого счета была отодвинута до 108, до числа

Слайд 12Таких больших чисел не требовала в то время, и не требует

и теперь, никакая практическая задача. Архимед, величайший греческий математик, сосчитал, что число песчинок во всем мировом пространстве, как это понимали в то время, не превышает 1063.
Славянский "числолюбец" сказал бы, что это число песчинок не больше "тысячи легеонов воронов" (1068 = 103 · 1012 · 1048). Число песчинок во всем мировом пространстве человеку того времени действительно могло казаться наибольшим мыслимым числом, чем и оправдываются заявления авторов рукописей о том, что "больше сего не дано человеку разумети". Рассматривание большого славянского счета неоднократно в русских математических рукописях свидетельствует о том, что "числолюбцы" были достаточно многочисленны в древней Руси.

Таких больших чисел не требовала в то время, и не требует и теперь, никакая практическая задача. Архимед,

Слайд 13 В первом печатном русском учебнике математики, в "Арифметике"

Л. Ф. Магницкого* (1703), даются уже интернациональные термины для больших чисел (миллион, биллион, триллион, квадриллион). Доходя до 1024 (квадриллиона), автор заявляет:

"Число есть бесконечно,
Умом нам не дотечно,
И никто не знает конца...
........................
...............бездельно
Множайших чисел искати
И больше сей писати
Превосходной таблицы*.
........................
И еще кому треба
Счисляти, что внутрь неба,
Довлеет числа сего
К вещем всем мира всего".
Славянская нумерация с принятием индусской потеряла всякое практическое значение.

В первом печатном русском учебнике математики, в

Слайд 14Кирик Новгородский
Характерным "числолюбцем" древней Руси был упоминавшийся уже нами монах Кирик,

и писавший в 1134 году книгу "Кирика - диакона Новгородского Антониева монастыря учение, им же ведати человеку числа всех лет".
Он подсчитывает с азартом, сколько месяцев, сколько дней, сколько часов он прожил, а затем считает в годах, в месяцах, в неделях и в днях время, прошедшее от сотворения мира до 1134 года (6644-го от "сотворения мира"), вычисляет день пасхи на будущее время. При исчислении времени Кирик употребляет "дробные часы", подразумевая под ними пятые, двадцать пятые, сто двадцать пятые (и так далее) доли двенадцатичасового дня. Доходя в этом счете до седьмого дробного часа, каковых во дне оказывается 937500, он заявляет: "больше сего не бывает", что, повидимому, означает, что более мелких делений дня не употребляли.

Кирик НовгородскийХарактерным

Слайд 16В "Русской правде", знаменитом правовом памятнике древней Руси,
составление которого относят

к промежутку времени между одиннадцатым и пятнадцатым столетиями, имеются статьи, посвященные вычислению потомства некоторого начального количества овец, коз и свиней. Вычислитель предполагает, что имеющееся число овец за год удваивается, и тогда, например, от двадцати двух овец через 12 лет будет стадо в 22 · 212 = 90112 овец, какой результат и дается в "Русской правде".

В

Слайд 18Это задача, которая примерно в то же время появляется в руководствах

арифметики равных народов то о потомстве кроликов, то в виде задачи о вознаграждении изобретателя шахматной игры. Эти вычисления, по видимому, были созданием таких "числолюбцев", как упомянутый уже Кирик Новгородский.
Естественно сопоставить со сказанным о математической культуре наших предков состояние математических знаний у народов, населяющих Западную Европу. Арифметические действия там производятся при помощи счетной доски (абака), на которую кладут камешки (бобы) или кружки с черточками*. Наши счеты являются одним из видов абака.

Это задача, которая примерно в то же время появляется в руководствах арифметики равных народов то о потомстве

Слайд 20Запись чисел
производится при помощи громоздкой римской нумерации, в которой даже малые

числа требуют большого количества знаков (например, 878 записывается так: DCCCLXXVIII), а запись больших чисел гораздо сложнее, чем в великом славянском счете. Наши современные цифры в Западной Европе появляются в книгах лишь в тринадцатом столетии, встречая сильное противодействие сторонников старого способа счета на абаке или при помощи римской нумерации.

Запись чиселпроизводится при помощи громоздкой римской нумерации, в которой даже малые числа требуют большого количества знаков (например,

Слайд 21 Литература:
И.Депман. Рассказы о математике. Государственное издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР.

Ленинград 1954г.
Интернет- ресурсы.
Литература: И.Депман. Рассказы о математике. Государственное издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР. Ленинград 1954г.Интернет- ресурсы.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть