Слайд 1Психологизм повествования в рассказе «Дама с собачкой»
Слайд 2«…на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой»
Чехов входит в рассказ
«Дама с собачкой» без стука. Он не мешкает. В первом же абзаце появляется главная героиня, молодая блондинка, прогуливающаяся по набережной Ялты, в Крыму, на Чёрном море, в сопровождении белого шпица.
Слайд 3«…было бы не лишнее познакомиться с ней»
И следом тотчас же является
главный герой Гуров. «Низшая раса» – так он называет женщин, но без этой низшей расы не может существовать.
Слайд 4«И вот однажды…»
Затем тем же изящным и прямым броском, с помощью
переходной фразы «и вот однажды», мы возвращаемся к даме с собачкой. Всё в ней, даже причёска, говорило Гурову, что она скучает. Соблазн приключения… толкает его подозвать собачку, которая тем самым становится связующим звеном между ними.
Слайд 5«Вы давно изволили приехать в Ялту?»
«Он ласково поманил к себе шпица
и, когда тот подошёл, погрозил ему пальцем. Щпиц заворчал. Гуров опять погрозил. Дама взглянула на него и тотчас же опустила глаза.
- Он не кусается, - сказала она и покраснела».
Слайд 6«…здесь такая скука!»
Автор уже упоминал, что Гуров в женском обществе становился
остроумным, но вместо того чтобы предоставить читателю поверить на слово.., Чехов даёт ему привлекательную, обезоруживающую шутку.
Слайд 7«Они гуляли и говорили о том, как странно освещено море…»
И вот
первый проблеск чеховской системы передавать обстановку наиболее выразительны – ми деталями природы: «вода была сиреневого цвета, такого мягкого и тёплого, и по ней от луны шла золотая полоса». Тот, кто жил когда-нибудь в Ялте, знает, насколько точно это описание создаёт впечатление летнего вечера.
Слайд 8«Что-то в ней есть жалкое всё-таки…»
Первая часть рассказа заканчивается тем, что
Гуров, один в своём гостиничном номере, думает о ней…и вызывает в воображении её тонкую слабую шею и красивые серые глаза. И заметьте, что только теперь, в воспоминаниях героя, Чехов даёт зримые и определённые черты героини.
Слайд 9«Прошла неделя после знакомства»
Следующий шаг в развитии событий происходит неделю спустя:
они идут на мол смотреть, как приходит пароход. Дама «потеряла в толпе лорнетку», - коротко замечает Чехов, и эти вскользь обронённые слова… почему-то соответствуют тому беспомощному воодушевлению, о котором Чехов уже говорил.
Слайд 10«Пусть бог меня простит!»
Затем искусно изображены её неловкость и мягкая угловатость
у неё в номере. На столе лежал арбуз. Гуров отрезал себе ломоть и стал не спеша есть. Этот реалистический штрих – ещё один типично чеховский приём. Она рассказывает ему о своей жизни в далёком городе, и Гурова начинают слегка тяготить её наивность, смущение и слёзы.
Слайд 11«Я люблю честную, чистую жизнь…»
Они бродят по Ялте в тумане раннего
утра. «В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была видна сквозь утренний туман, на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. …однообразный, глухой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас».
Слайд 12«Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась такой красивой,
успокоенный и очарованный в виду этой сказочной обстановки – моря, гор, облаков, широкого неба, Гуров думал о том, как, в сущности, если вдуматься, всё прекрасно на этом свете, всё, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своём человеческом достоинстве».
Слайд 13«Я буду о вас думать…вспоминать…»
Потом проходит несколько дней, и ей пора
уезжать. «Пора и мне на север, - думал Гуров, уходя с платформы». На этом кончается вторая глава.
Слайд 14«Гуров был москвич…»
Третья часть погружает нас в московскую жизнь Гурова. Роскошь
весёлой русской зимы, домашние дела, обеды в клубах и ресторанах – всё это передано с большой живостью. Затем целая страница посвящена странному обстоятельству: он не может забыть даму с собачкой.
Слайд 15И вот наступает миг, который в спокойных чеховских рассказах можно назвать
кульминацией. Гуров проговаривается своему приятелю: «Если бы вы знали, с какой очаровательной женщи – ной я познакомился в Ялте!» Его приятель, чиновник, садится в сани, кони трогают, он неожиданно оборачивается и окликает Гурова. «Что?»-спрашивает Гуров в явной надежде услышать реакцию на то, что он сказал.
Слайд 16«А давеча, - говорит чиновник, - вы были правы: осетрина-то с
душком!»
Этот переход к новому состоянию Гурова, новому ощущению, что он живёт среди дикарей, которых интересуют только карты и обжорство, очень естествен.
Его семья, банк, весь ход жизни – всё теперь кажется ему пустым, скучным, бессмысленным.
Слайд 17Перед Рождеством Гуров едет в далёкий волжский город, где живёт дама
с собачкой.
Чехов, вместо того чтобы описывать настроение героя.., поступает как настоящий художник: он замечает серый ковёр, сделанный из солдатского сукна, и чернильницу, тоже серую от пыли… Узнав адрес, Гуров отправляется туда и видит забор, утыканный гвоздями. «От такого забора убежишь».
Слайд 18«О господи! И к чему эти люди…»
Гуров решает пойти в местный
театр. Когда он увидел Анну Сергеевну, «…он понял ясно, что для него теперь на всём свете нет ближе, дороже и важнее человека», чем эта «затерявшаяся в провинциальной толпе маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках…»
Слайд 19«Мой милый,добрый, дорогой мой…»
Потом следует замечательно тонкая и точная сцена: Гурову
удаётся заговорить с ней, и они блуждают как помешанные по бесконечным лестницам и коридорам вверх, вниз, снова вверх, мимо людей в мундирах провинциальных учреждений. Не забывает Чехов и двух гимназистов, которые «повыше, на площадке, курили и смотрели вниз».
Слайд 20«Я приеду к вам в Москву»
Четвёртая и последняя главы передают атмосферу
тайных свиданий в Москве. Как только она приезжала, она посылала к нему, Гурову, человека в красной шапке.
Слайд 21«У него было две жизни…»
Однажды Гуров шёл к Анне Сергеевне, и
с ним была его дочь. И пока он шёл и говорил с дочерью, он всё время думал о том, что ни одна душа не знает об этих тайных свиданиях. Его смущало, что ложная сторона его жизни – служба в банке, хождение в клуб, ссоры – была явной, в то время как истинная и наиболее интересная пряталась за этой ложью.
Слайд 22«У него было две жизни: одна явная, которую видели и знали
все, кому это нужно было, полная условной правды и условного обмана, похожая совершенно на жизнь его знакомых и друзей, и другая – протекавшая тайно».
Слайд 23«За что она его любит так?»
Финальная сцена полна того пафоса, который
звучал в самом начале. Они встречаются, она плачет, они чувствуют, что они ближе, чем муж и жена, самые нежные друзья, и он видит, что начинает седеть, и знает, что только смерть положит конец их любви.
Слайд 24«…эта их любовь изменила их обоих»
«Плечи, на которых лежали его руки,
были теплы и вздрагивали. Он почувствовал сострада – ние к этой жизни, ещё такой тёплой и красивой, но, вероятно, уже близкой к тому, чтобы начать блекнуть и вянуть, как его жизнь. За что она его любит так?»
Слайд 25«Теперь давай поговорим, что-нибудь придумаем»
Они советуются, как избавить себя от необходимости
прятаться, обманывать, что сделать, чтобы навсегда быть вместе. Они не находят решения, и в типично чеховской манере рассказ обрывается на полуслове вместе с естественным течением жизни.
Слайд 26Все традиционные правила повествования нарушены в этом чудесном рассказе. Здесь нет
проблемы, нет обычной кульминации, нет точки в конце.
Но этот рассказ – один из самых великих в мировой литературе.
Слайд 27На набережной Ялты стоят отлитые в бронзе герои чеховского рассказа «Дама
с собачкой». Задумчивый Гуров, обликом удивительно похожий на Антона Павловича, и дама с собачкой, скромно потупившая взор, словно прячет его от любопытной толпы.
Они напоминают нам о том, что чувства, описанные Чеховым, вечны.