Презентация, доклад к уроку литературы в 11 классе Поэма А. Ахматовой Реквием

Содержание

«Я вижу все, я все запоминаю»Анна Андреевна Ахмтова«Реквием»

Слайд 1Блиц – опрос по творчеству А.А. Ахматовой

Блиц – опрос по творчеству А.А. Ахматовой

Слайд 2«Я вижу все, я все запоминаю»
Анна Андреевна Ахмтова
«Реквием»

«Я вижу все, я все запоминаю»Анна Андреевна Ахмтова«Реквием»

Слайд 3Тема урока: Поэма А.Ахматовой «Реквием»
«Я была тогда с моим народом…»

Тема урока: Поэма А.Ахматовой «Реквием»«Я была тогда с моим народом…»

Слайд 4ЦЕЛИ:
1.Познакомиться с поэмой «Реквием».
2. Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа

поэмы.
3.Понять, как история страны преломляется и отражается в творчестве поэта.

ЦЕЛИ:1.Познакомиться с поэмой «Реквием».2. Учиться понимать авторскую позицию на основе анализа поэмы.3.Понять, как история страны преломляется и

Слайд 5РЕКВИЕМ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
- (по начальному слову лат.

текста "Requiem aeternam dona eis - Domine" - "Вечный покой даруй им, Господи"), заупокойная месса.
По словарю Ожегова :
1) Католическое богослужение по умершему.
2) Траурное музыкальное произведение Моцарта.

РЕКВИЕМ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)  - (по начальному слову лат. текста

Слайд 6История создания поэмы
Поэма написана в 1935-1940гг.
Один из почитателей Ахматовой

вспоминает: «Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?» Она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти».

История создания поэмыПоэма написана в 1935-1940гг.  Один из почитателей Ахматовой вспоминает:  «Как же Вам удалось

Слайд 7В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге, Ахматова

с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал».
В1963 году поэма была опубликована за границей.
В 1987 году стала известна широкому читателю в России (через 22 года после смерти Анны Ахматовой)

В 1962 году, когда все стихи были записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть

Слайд 9Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности

жанра, места и времени, формы и стиля повествования.
Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Она имеет определённую кольцевую композицию.

Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно-тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и

Слайд 10Композиция поэмы
Эпиграф (1961)
Вместо предисловия (1957)
Посвящение (1940) Композиция поэмы
Вступление (1935)
Основная

часть
I.«Уводили тебя на рассвете…» (1935)
II.« Тихо льётся тихий Дон…» (1938)
III.« Нет, это не я, это кто-то другой страдает…» (1939)
IV.« Показать бы тебе, насмешнице…» (1938)
V.« Семнадцать месяцев кричу…» (1939)
VI.« Лёгкие летят недели…» (1939)
VII. Приговор (1939)
VIII. К смерти (1939)
IX.« Уже безумие крылом…» (1940)
X. Распятие
1. « Хор ангелов великий час восславил…(1938)
2. «Магдалина билась и рыдала…» (1940)
Эпилог
1. « Узнала я, как опадают лица…» (1940)
2. «Опять поминальный приблизился час…» (1940)

Композиция  поэмыЭпиграф (1961)Вместо предисловия  (1957)Посвящение  (1940) Композиция  поэмыВступление (1935)Основная частьI.«Уводили тебя на рассвете…»

Слайд 11Фольклорные традиции в поэме
Плач – старинная обрядовая песня на похоронах, поминках,

свадьбах. В первой главе – это плач матери по уводимому в тюрьму сыну, очень похожий на крестьянский плач по покойнику.
Фольклорные традиции в поэмеПлач – старинная обрядовая песня на похоронах, поминках, свадьбах.  В первой главе –

Слайд 12Распятие

Распятие

Слайд 13
«Память активна.
Она не оставляет
человека равнодушным, бездеятельным…
Память должна уберечь от

повторения прошлых ошибок»
Д.С. Лихачёв
«Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным…Память должна уберечь от повторения прошлых ошибок»

Слайд 14«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери

и сына» (А. Солженицын)


Проблемный вопрос:
Трагедия народа
или
трагедия матери и сына?

«Это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына»

Слайд 15Вместо предисловия
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в

тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957 Ленинград
Вместо предисловия В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз

Слайд 16Вместо предисловия
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в

тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957 Ленинград
Вместо предисловия В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз

Слайд 17Какие художественные средства помогают описать материнское горе?

антитеза

Для кого-то веет ветер свежий,
Для

кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.

Тюремные затворы
смертельная тоска
постылый скрежет
шаги тяжелые
по столице одичалой
невольные подруги осатанелых лет «каторжные норы»

сравнения

Подымались как к обедне ранней мертвых бездыханней
словно с болью жизнь из сердца вынут
словно грубо навзничь опрокинут

эпитеты

Какие художественные средства помогают описать материнское горе?антитезаДля кого-то веет ветер свежий,Для кого-то нежится закат – Мы не

Слайд 18А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд…»

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь

мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
А.С.Пушкин   «Во глубине сибирских руд…» Любовь и дружество до васДойдут сквозь мрачные затворы,Как в ваши

Слайд 19Библейские образы и мотивы в поэме
Апокалипсис – библейская книга, содержащая

пророчества о «конце света».
Библейские образы и мотивы в поэме Апокалипсис – библейская книга, содержащая пророчества о «конце света».

Слайд 20В книге Исайи сказано: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются…»


В «Откровении Иоанна

Богослова» читаем:
«И небо скрылось, свившись как свиток, и всякая гора и остров двинулись с мест своих…»
В книге Исайи сказано:  «Горы сдвинутся и холмы поколеблются…»В «Откровении Иоанна Богослова» читаем:«И небо скрылось, свившись

Слайд 21Вступление
«И под шинами чёрных марусь…» - черная маруся - то

же самое, что черный ворон, машина для перевозки арестованных (от англ.Blaсk Maria)

Комментарий

Вступление «И под шинами чёрных марусь…» - черная маруся - то же самое, что черный ворон, машина

Слайд 23С помощью каких художественных средств Ахматова создает образ города?
метафоры
Песню разлуки паровозные

пели гудки
Безвинная корчилась Русь
Звезды смерти стояли над нами

сравнение

И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград

эпитеты

Безвинная Русь
Под кровавыми сапогами
Под шинами черных марусь

С помощью каких художественных средств Ахматова создает  образ города?метафорыПесню разлуки паровозные пели гудкиБезвинная корчилась РусьЗвезды смерти

Слайд 24«Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.

«Пятый Ангел вострубил, и

я увидел Звезду, падшую с неба на Землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. Из дыма вышла саранча на Землю…»

Библейские образы и мотивы в поэме

«Звезда смерти» - библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.«Пятый Ангел вострубил, и я увидел Звезду, падшую с неба

Слайд 25

Лирическая героиня



Автор поэмы Страдающая мать
Лирическая героиня

Слайд 26Комментарий
«Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»

Комментарий«Буду я, как стрелецкие женки, под Кремлевскими башнями выть…»

Слайд 27Как связан плач матери с фольклором во второй главе?
Колыбельная песня –

жанр устного народного творчества. Это песня, в которой мать, убаюкивая ребенка, часто представляет, каким будет его будущее.
Как связан плач матери с фольклором во второй главе?Колыбельная песня – жанр устного народного творчества. Это песня,

Слайд 28Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с

жизнью твоей –
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.

Комментарий

Кресты - тюрьма в Ленинграде

Показать бы тебе, насмешницеИ любимице всех друзей,Царскосельской веселой грешнице,Что случится с жизнью твоей –Как трехсотая, с передачею,

Слайд 30Комментарий
«…верх шапки голубой и бледного от страха управдома» – сотрудники НКВД

носили фуражки голубого цвета. При обыске и аресте было обязательным присутствие управдома.
Комментарий«…верх шапки голубой и бледного от страха управдома» – сотрудники НКВД носили фуражки голубого цвета. При обыске

Слайд 31Библейские образы и мотивы в поэме
Близость «Распятия» к своему источнику

– Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом к главе: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи».

В Евангелии от Луки читаем: « …и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в Храме раздралась посередине».

Адресованный Отцу вопрос Иисуса «Почто меня оставил?» также восходит к Евангелию.

Слова же Иисуса «О, не рыдай Мене…» в тексте Евангелия обращены не к матери, а к сопровождавшим его женщинам, «которые плакали и рыдали о Нем».
Библейские образы и мотивы в поэме Близость «Распятия» к своему источнику – Священному Писанию закрепляется уже эпиграфом

Слайд 32Портрет Ахматовой

Портрет Ахматовой

Слайд 34Эпилог написан в жанре поминального плача, молитвы.
Какие художественные средства использованы для

этого?

Эпилог написан в жанре поминального плача, молитвы. Какие художественные средства использованы для этого?

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть