Презентация, доклад по философии Сознание как философская проблема

Содержание

Литература:Аристотель. О душе.З.Фрейд. Сознание и бессознательное// Алексеев, Панин. Хрестоматия по философии. Раздел 2.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 2005Гурьева Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997Книгин А.Н. Философская проблема сознания. М., 1999.Кристоф Кох, Сьюзен Гриндлид. Как рождается

Слайд 1 Сознание как философская проблема
Отражение как природная основа психики
Сознание и его основные

свойства, самосознание и его формы
Проблема идеального

Сознание как философская проблемаОтражение как природная основа психикиСознание и его основные свойства, самосознание и его

Слайд 2Литература:
Аристотель. О душе.
З.Фрейд. Сознание и бессознательное// Алексеев, Панин. Хрестоматия по философии.

Раздел 2.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 2005
Гурьева Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997
Книгин А.Н. Философская проблема сознания. М., 1999.
Кристоф Кох, Сьюзен Гриндлид. Как рождается сознание// В мире науки. 2008. №1.


Литература:Аристотель. О душе.З.Фрейд. Сознание и бессознательное// Алексеев, Панин. Хрестоматия по философии. Раздел 2.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.

Слайд 3Душа и дух
Телесность и душа
Рассудок и разум
Психика и сознание
Мышление и язык
Идеальное


Душа и духТелесность и душаРассудок и разумПсихика и сознаниеМышление и языкИдеальное

Слайд 4 Отражение как природная основа психики
Объективный мир,
воздействуя на человека,
отражается в

его голове
в виде представлений,
мыслей, идей и т.п.


Эти духовные
образы и
формируют
сознание


Однако прежде чем
разобраться в сознании,
рассмотрим такое
понятие, как
«отражение»

Отражение
- это общая способность
всех материальных систем
в процессе взаимодействия
воспроизводить в себе особенности
друг друга или каким-то
образом реагировать
на внешние воздействия

Отражение как природная основа психикиОбъективный мир, воздействуя на человека, отражается в его голове в виде

Слайд 5Отражение как природная основа психики

Отражение как природная основа психики

Слайд 6Простейшее отражение в неживой природе - это свойство любых объектов пассивно отзываться

на внешние воздействия
Простейшее отражение в неживой природе - это свойство любых объектов пассивно отзываться на внешние воздействия

Слайд 7 Информационное отражение в живой природе - это способность живых материальных систем

активно реагировать на внешние воздействия
Информационное отражение в живой природе  - это способность живых материальных систем активно реагировать на внешние

Слайд 8Природные основы психики

Природные основы психики

Слайд 9Сознание и его основные свойства


Сознание
- это свойство
высокоорга-
низованной
«мыслящей»
материи
(человечес-
кого

мозга)
отражать
материальную
действительность
в духовных
образах

Интенциональность, т.е.предметность
и направленность сознания - это
смыслоформирующее отношение
сознания к предмету

Идеальность, т.е. образы человека
не заключают в себе
физических, химических или иных
материальных свойств

Креативность означает его
способность создавать нечто
новое, не возникает
в мире естественным порядком

свойства

Основные

сознания:

Сознание и его основные свойстваСознание - это свойство высокоорга-низованной «мыслящей»материи (человечес-кого мозга) отражать материальную действительность в духовных

Слайд 10Самосознание и его формы
Самосознание
- это выделение
человеком своего
«Я» из

окружающего
его мира,
осознание им
самого себя,
своих мыслей
и чувств, интересов
и действий,
своего положения
в обществе и
отношения
к другим людям

Самочувствие - это элементарное
осознание человеком своего
тела, его состояния и места в
мире окружающих вещей и людей

Самосознание на уровне «Я - один из...»,
т.е. осознание себя в качестве
человека, принадлежащего к той
или иной социальной группе, культуре,
к определенному сообществу и т.п.

Личностное самосознание - осознание своих
особенностей и себя как личности, способной
совершать свободные самостоятельные поступки,
контролировать и оценивать их,
нести за них ответственность

Ф
О
Р
М
Ы

Самосознание и его формыСамосознание - это выделение человеком своего «Я» из окружающего его мира,осознание им самого себя,

Слайд 11Сравнение свойств материальных и идеальных объектов
Свойства материальных объектов:
даны в ощущениях;
пространственно локализованы;
обладают

массой, плотностью, т.е. набором физико-химических свойств;
не обладают свойствами истинности и ложности;
не обладают свойствами абстрактности и конкретности

Свойства идеальных объектов:
не даны в ощущениях;
невозможно указать, где «находится» мысль;
не обладают физико-химическими свойствами;
обладают свойствами истинности и ложности;
обладают свойствами абстрактности и конкретности

Сравнение свойств  материальных и идеальных объектовСвойства материальных объектов:даны в ощущениях;пространственно локализованы;обладают массой, плотностью, т.е. набором физико-химических

Слайд 12Мышление - это по сути все та же практическая предметная деятельность, только

осуществляемая не с материальными предметами, а их с идеальными заменителями

Прежде чем начать
разумно мыслить,
ребенок разумно действует:
«логика действия предшествует
логике мышления»

Идеальное как
относительно
самостоятельное
мышление

Наглядно-
образное
мышление

Наглядно-
действенное
мышление

I

II

III

Мышление - это по сути все та же практическая предметная деятельность, только осуществляемая не с материальными предметами,

Слайд 13Мышление и язык
О содержании мыслей человека
можно узнать лишь тогда,


когда им придана
«форма внешности», т.е. выражено
в языке.



Несовпадение мыслительных и
речевых актов зачастую проявляется
в том, что в языке выражается не все
содержание мысли.

Мышление и вся внутренняя жизнь
человека потенциально богаче,
чем язык.

Мышление и язык О содержании мыслей человека можно узнать лишь тогда, когда им придана «форма внешности», т.е.

Слайд 14Тема: Познание как предмет философского анализа
Основные понятия теории познания
Основные формы познания
Проблема

истины в философии
Тема: Познание как предмет философского анализаОсновные понятия теории познанияОсновные формы познанияПроблема истины в философии

Слайд 15Основные понятия теории познания

Основные понятия теории познания

Слайд 16Природа познавательного отношения (субъект - объект познания)
Объект
Объективная информация
Активность познающего субъекта

Субъективный образ объективного

мира

Объективен
по содержанию

Субъективный
по форме

субъект

Объективный мир

Субъективный мир

Природа познавательного отношения (субъект - объект познания)ОбъектОбъективная информацияАктивность познающего субъектаСубъективный образ объективного мираОбъективенпо содержаниюСубъективный по формесубъектОбъективный мирСубъективный

Слайд 17Основные формы познания
Иррациональные формы
познания (интуиция и др.)

Основные формы познанияИррациональные формы познания (интуиция и др.)

Слайд 18Истина характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительности
Объективная истина-
объективное содержание знаний
Абсолютная
истина
Относительная
истина
- это

объективная
истина, которая содержит в себе
полное всестороннее знание
сущности предметов и явлений
материального мира

- это объективная
истина, которое содержит в себе
неполное, относительное знание
сущности предметов и явлений
материального мира

Принцип
конкретности
истины

Истина характеристика содержания знаний, соответствующих объективной действительностиОбъективная истина-объективное содержание знанийАбсолютнаяистинаОтносительнаяистина - это объективная истина, которая содержит в

Слайд 19Критерии истины
как главный критерий истины, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей;
из

всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятное самое простое;
или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории;
хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов;
внутреннее и даже предлагаемых гипотез и др.
Критерии истины как главный критерий истины, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей;из всех возможных объяснений случившегося наиболее вероятное

Слайд 20Ошибка и заблуждение
Ошибка - результат неправильного
теоретического или практического
действия, вызванного

субъективными,
случайными причинами

Заблуждение - несоответствие знания его предмету; расхождение субъективного образа действительности
с его объективным прообразом;
абсолютизация относительной истины

Ошибка и заблуждениеОшибка - результат неправильного теоретического или практического действия, вызванного субъективными, случайными причинамиЗаблуждение - несоответствие знания

Слайд 21Теории истины
Истина
понимается
как знание,
соответствующее
действительности
(Аристотель)
Свойством
истинности
обладает
все знание,


которое
полезно и
практически
применимо
(У.Джеймс)

Истина как
результат
условного
соглашения
(А.Пуанкаре)

Истинность как
согласованность
мышления
с самим собой,
непротиворечивость
(И.Кант, Г.Гегель)

Корреспонденсткая
(классическая)

Прагматистская

Конвенциалистская

Когерентная

Теории истиныИстина понимается как знание, соответствующее действительности(Аристотель)Свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо(У.Джеймс)Истина какрезультатусловногосоглашения(А.Пуанкаре)Истинность

Слайд 22Тема: Научное познание
Наука и ее основные этапы развития
Специфика научного познания
Методы научного

познания
Тема: Научное познаниеНаука и ее основные этапы развитияСпецифика научного познанияМетоды научного познания

Слайд 23«Тому, кто не постиг науки добра,
всякая наука приносит лишь вред»

Мишель

Монтень, философ XVI века
«Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред»Мишель Монтень, философ XVI века

Слайд 24Наука - особая область социально-исторической деятельности человека, направленной на производство, систематизацию,

хранению наиболее точных знаний о мире, обществе и человеке

Основные этапы развития науки:
I этап - зачатки науки появились в древности (Вавилонии, Шумерах), возникла наука в античном мире VI-IV вв. д.н.э.
II этап - появлению в XVI-XVIIвв. классической науки, способствоали ньютоновская механика, картезианские принципы и др.
III этап - постклассическая наука XIX-нач.XX вв. основывалась на квантовой механике, теория относительности и др.
IV этап - возникновение постнеклассической науки во II-ой пол. ХХ в. связано с процессами глобализации, учением о нелинейных системах и др.

Наука  - особая область социально-исторической деятельности человека, направленной на производство, систематизацию, хранению наиболее точных знаний о

Слайд 25Специфика научного познания:
Систематичность, выводимость одних положений из других;
объектом научно-теоретического анализа выступает

не сама реальная действительность, а их мыслительные аналоги - идеализированные объекты;
осознанным контролем над самой процедурой познания;
наличие четких понятий, фиксация смысла и выработка специального научного языка;
строгость и объективность открываемых истин.
Специфика научного познания:Систематичность, выводимость одних положений из других;объектом научно-теоретического анализа выступает не сама реальная действительность, а их

Слайд 26Методы научного познания

Методы научного познания

Слайд 27Общая классификация методов

Общая классификация методов

Слайд 28Общая классификация методов

Общая классификация методов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть