Презентация, доклад Дети с ОВЗ в рамках инклюзивного образования . Рекомендации для воспитателей.

Содержание

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Основные типологические группыотклоняющегося развитияНедостаточное развитиеАсинхронное развитиеДефицитарное развитиеПовреждённое развитие

Слайд 1ДЕТИ С ОВЗ
В РАМКАХ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕКОМЕДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ

ДЕТИ С ОВЗ       В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯРЕКОМЕДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ

Слайд 2 Дети с ограниченными возможностями здоровья
- это дети, имеющие различные

отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Основные типологические группы
отклоняющегося развития

Недостаточное развитие
Асинхронное развитие
Дефицитарное развитие
Повреждённое развитие

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые

Слайд 3Группа недостаточного развития
Это недоразвитие познавательной деятельности, произвольной регуляции и пространственных

представлений. Недоразвитие может быть разной степени выраженности: ЗПР, парциальная несформированность компонентов, и т.д.

Группа асинхронного развития

Дисгармоничное развитие;
Психопатии;
Искажённое развитие (расстройства аутистического спектра)

Группа дефицитарного развития

ДЦП (поражение пирамидных путей);
Дефицитарность анализаторных систем;
Дефицитарность функциональных систем

Группа повреждённого развития

Психотравма;
Травма в раннем детском возрасте;
Инфекции и т.д.

Группа недостаточного развития Это недоразвитие познавательной деятельности, произвольной регуляции и пространственных представлений. Недоразвитие может быть разной степени

Слайд 4

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что

«особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их воспитания и обучения состоит как раз в том, что все дети абсолютно разные и непохожие, и каждый со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;
ЗПР – задержка психического развития;
ЗРР – задержка речевого развития;
ММД – минимальная мозговая дисфункция;
ОДА – опорно-двигательный аппарат;
ОНР – общее недоразвитие речи;
РДА – ранний детский аутизм;
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма разнообразны.
Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в

Слайд 5Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически

незрелыми,
около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы.
А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни.
Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления. 

Учитывая выше сказанное, как специалистам, так и воспитателям необходимо ознакомиться с особенностями детей с ОВЗ, ведь такие воспитанники в рамках инклюзивного образования могут находиться в ДОУ. В основе своей мы встречаемся с детьми, имеющими ранний детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперреактивности, задержку психического развития.

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное

Слайд 6РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в

себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой (К.С. Лебединская).

Аутизм может возникать как своеобразная аномалия развития генетического генеза, а также наблюдаться в виде осложняющегося синдрома при различных неврологических заболеваниях, в том числе и при метаболических дефектах.
Можно выделить основные причины возникновения РДА:
- это могут быть врожденные патологии нервной системы;
- ранние психические травмы;
- неправильное, холодное отношение родителей к ребенку;
- недостаточность центральной нервной системы (врожденная аномальная конституция, органические поражения ЦНС и т.д.)

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМПод термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на

Слайд 7Нарушение эмоционально – волевой сферы является ведущим признаком раннего детского аутизма

и может проявиться в скором времени после рождения.
У детей с ранним детским аутизмом наблюдается нарушение чувства самосохранения, с элементами само агрессии.
У всех без исключения отсутствует тяга к детскому коллективу. Отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности.
Для детей с аутизмом характерно игнорирование игрушек. Дети рассматривают новые игрушки без какого – либо стремления к манипуляции с ними, либо манипулируют избирательно только одной. Наибольшее удовольствие получают при манипулировании с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (тактильный, зрительный, обонятельный).

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РДА

Нарушение эмоционально – волевой сферы является ведущим признаком раннего детского аутизма и может проявиться в скором времени

Слайд 8Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте 3-5 лет, и в числе

наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно назвать следующие:
аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
улыбка не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью;
своих близких аутичный ребенок узнает, но при этом достаточно насыщенной и продолжительной эмоциональной реакции не проявляет;
к ласке ребенок с аутизмом относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или даже неприязненно, но даже если испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;
отношение к моментам дискомфорта (например, нарушениям режима питания) парадоксальное: аутичный ребенок либо вообще их не переносит, либо безразличен к ним;
потребности в контактах с другими людьми (даже близкими) также парадоксальны: в одних случаях ребенок не испытывает такой потребности или быстро пресыщается, стремится избегать контактов; в более тяжелых случаях к контакту (особенно к тактильному) относится безразлично, вяло.
Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте 3-5 лет, и в числе наиболее характерных проявлений в раннем возрасте

Слайд 9Стереотипность проявляется и в игре: очень типично однообразное, бессмысленное повторение одних

и тех же действий (ребенок вертит бутылку из-под минеральной воды, перебирает между пальцами веревочку и т. п.).
Игрушки если и используются, то не по назначению.
Дети с аутизмом любят переливать воду, играть с сыпучими материалами, но, играя в песочнице, аутичный ребенок не лепит куличи, а просто пересыпает песок.
Неравномерность развития при аутизме отчетливо проявляется в особенностях моторики. Движения аутичных детей угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде.
Очень рано появляются страхи, которые различны по своей природе. В одних случаях причина страха - повышенная чувствительность к звуковым, световым и другим сенсорным воздействиям: например, звук, не вызывающий у большинства людей неприятных ощущений, для ребенка с аутизмом может оказаться чрезмерно сильным, стать источником дискомфорта.


Стереотипность проявляется и в игре: очень типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий (ребенок вертит

Слайд 10Для успешной работы с детьми с РДА необходимо выполнять своего рода правила:
1.

Наладить первичный контакт с ребенком.
Общаясь с ребенком, педагог должен понять, что он умеют, какой у него характер, а главное – что им нравится. Именно то, к чему тянется ребенок, и что приносит ему удовлетворение, можно использовать для дальнейшего поощрения. А это очень важно для детей с аутизмом. За каждый успех их необходимо хвалить.
2. Знакомить ребенка с правилами поведения постепенно, плавно.
Рамки для ребенка вводятся постепенно, чтобы не было резкого перехода, который может его травмировать. Потому что особенные дети могут быть в шоке от того, что вокруг всего так много.
3. Использовать принцип «от простого к сложному».
Все действия, которым мы пытаемся научить ребенка, педагоги разбивают на маленькие шажочки и, конечно же, начинают с самого простого. Это тоже помогает наладить первичный контакт с детьми с аутизмом.
4. Давать много подсказок
Для успешной работы с детьми с РДА необходимо выполнять своего рода правила:1. Наладить первичный контакт с ребенком.Общаясь с

Слайд 115. Использовать принцип дозированной речи.
Педагогу следует давать только короткие подсказки-инструкции детям

с аутизмом, так как такой ребенок не должен ни на что отвлекаться и четко понимать, чего от него хотят.
6. Сформировать учебное поведение.
Как и обычного ребенка, особенного мы должны научить, как вести себя во время занятий: сидеть за столом, не вскакивать, не кричать, выполнять задания педагога, даже если этого не хочется. Поэтому мы стараемся создать «правильную» атмосферу – отсутствие шума, лишних предметов и так далее. Причем, педагог сразу должен настроиться на тот факт, что ребенка придется многому учить.
5. Использовать принцип дозированной речи.Педагогу следует давать только короткие подсказки-инструкции детям с аутизмом, так как такой ребенок не

Слайд 12
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)


неврологическо-поведенческое расстройство
развития начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами, как трудности концентрации и поддержания внимания,
нарушениями обучения и памяти, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность, а также сложностями обработки
экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Нарушения, позволяющие предположить наличие у ребёнка СДВГ делятся на 3 группы:

Дефицит внимания;
Двигательная расторможенность;
Импульсивность;


Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройстворазвития начинающееся в детском

Слайд 13Причины СДВГ

Причины СДВГ

Слайд 14ПОРТРЕТ РЕБЕНКА С СДВГ
Двигательная активность проявляется в
чрезмерной двигательной расторможенности, является

проявлением утомления.

Постоянно ёрзает;
Проявляет признаки беспокойства;
Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве;
Очень говорлив;
Дефецит активного внимания проявляется в неспособности удерживать внимание на чем-либо в течение определенного отрезка времени.
Импульсивность проявляется в том, что ребенок
Начинает отвечать, не дослушав вопроса;
Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, перебивает;
Плохо сосредотачивает внимание;
Не может дождаться вознаграждения;
Не может контролировать и регулировать свои действия.
Поведение слабо управляемо правилами;
При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Такие дети часто действуют, не подумав, не умеют подчиняться правилам, ждать. У них часто меняется настроение.

ПОРТРЕТ РЕБЕНКА С СДВГДвигательная активность проявляется в чрезмерной двигательной расторможенности, является  проявлением утомления. Постоянно ёрзает;Проявляет признаки

Слайд 15 Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных
детей является

цикличность.
При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем
3-7 минут накапливает энергию
для следующего цикла. В этот момент ребенок «выпадает» и не слышит воспитателя, может совершить какие-либо действия и не помнить об этом. Чтобы оставаться в сознании, таким детям нужно постоянно держать свой вестибулярный аппарат в активности – вертеть головой, двигаться, крутиться. Если голова и тело будут неподвижны, то у такого ребенка снижается уровень активности мозга.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных  детей является цикличность.   При этом мозг продуктивно

Слайд 16Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

Гиперактивный ребенок всегда должен находиться

перед глазами. На занятиях его лучше сажать перед собой.
 Говорите сдержанно, спокойно, мягко, медленно.
Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»
Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком.
Направляйте энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы). На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
Давать задания в соответствии с возможностями ребенка.
Предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения.
Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьмиГиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше

Слайд 17Большие задания разбивать на последовательные части. контролируя каждое.
Использовать на занятиях элементы

игры и соревнования.
В совместной  деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
В своих отношениях с ребенком поддерживайте
позитивную установку.
Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает
укрепить уверенность ребенка в
собственных силах.
Поощряйте ребенка за все виды
деятельности, требующие концентрации
внимания (например, работа с кубиками,
конструктором, настольными играми,
раскрашивание, чтение).
Большие задания разбивать на последовательные части. контролируя каждое.Использовать на занятиях элементы игры и соревнования.В совместной  деятельности учите

Слайд 18Избегать завышенных или заниженных требований.
Игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные.
Не запрещать

действие ребенка в категоричной форме.
Помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
Задать неожиданный вопрос.
При всем неуемном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
Избегать завышенных или заниженных требований.Игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные.Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.Помнить, что

Слайд 19ЗПР– это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной

сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).
Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Задержка психического развития

ЗПР– это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной сферы, синдром временного отставания психики в

Слайд 20 Причины ЗПР
Задержки развития

могут быть обусловлены разными причинами: негрубыми внутриутробными поражениями ЦНС, легкими родовыми травмами, недоношенностью, близнецовостью, инфекционными заболеваниями на ранних этапах жизни ребенка, воздействием ряда других вредностей.

Варианты ЗПР
церебрально-органического генеза;
по типу конституционального (гармонического)психического и психофизического инфантилизма;
соматогенного происхождения (с явлениями соматогенной астении и инфантилизма);
психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация);
вследствие педагогической запущенности.

Причины ЗПР Задержки развития могут быть обусловлены разными причинами: негрубыми

Слайд 21Типичные особенности детей с задержкой психического развития
неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется

в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности;

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов;

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с задержкой психического развития присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность.
Типичные особенности детей с задержкой психического развитиянеустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться

Слайд 22Дети с задержкой психического развития отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно

выполнять задания, проконтролировать свою работу.
Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для развития детей с задержкой психического развития: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, нарушение познавательной функции.
Дети с задержкой психического развития отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу.Таким образом,

Слайд 23 Правила работы с детьми с ЗПР
Постоянно держать таких детей

в поле зрения, не оставлять их без внимания.
Многократно повторять материала на занятиях.
Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
Правила работы с детьми с ЗПР Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их

Слайд 24Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
Поскольку у детей

с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая

Слайд 25Каждый педагог, особенно если он работает с детьми с ОВЗ должен

работать в одном направлении со своими коллегами, добиваясь таким образом целостного положительного результата.

Детский сад – это пространство искусственной социализации — тренажер, где ребенок тренируется жить в обществе.
Он необходим как обычным детям, так и детям с ОВЗ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Каждый педагог, особенно если он работает с детьми с ОВЗ должен работать в одном направлении со своими

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть