Презентация, доклад по астрономии 10-11 класс

РОЛЬ НАУК В ИЗУЧЕНИИ ЖИЗНИСуществование жизни вне Земли, в особенности жизни разумной, с давних пор является одним из вопросов, которые волнуют человечество. Сама постановка такой сложнейшей проблемы, как происхождение жизни и ее распространенности во Вселенной, стимулировала

Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ»
Подготовила ученица 10б
Вотякова Александра

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ»Подготовила ученица 10бВотякова Александра

Слайд 2РОЛЬ НАУК В ИЗУЧЕНИИ ЖИЗНИ
Существование жизни вне Земли, в особенности жизни

разумной, с давних пор является одним из вопросов, которые волнуют человечество. Сама постановка такой сложнейшей проблемы, как происхождение жизни и ее распространенности во Вселенной, стимулировала развитие всех естественных наук. Физика и химия обеспечивала ученых все более совершенными методами изучения состояния, строения и свойств живого и неживого вещества. Биология, изучая различные формы жизни, определяла условия, при которых могут возникать, существовать и развиваться живые организмы. Астрономия, получая сведения о природе небесных тел и происходящих на них явлениях, создавала возможность обнаружить те или иные проявления жизни, в том числе разумной, за пределами Земли. История поисков жизни вне Земли полна драматических событий и горьких разочарований. Мысли о том, что наша планета не является единственным населенным миром в беспредельном пространстве Вселенной, высказывались еще до нашей эры, когда существовала единая наука - философия. Идею множественности обитаемых миров разделяли многие выдающиеся ученые XVII-XIX вв.

Слайд 3НАДЕЖДА НА «ОБИТАЕМОСТЬ»
Человеку всегда хотелось найти где-нибудь на других космических телах

подобные себе существа. Именно поэтому не раз и не два в истории науки случалось, что те или иные данные о планетах (особенно о Марсе) рассматривались как доказательство их «обитаемости». Выдвигались даже проекты того, как человечество могло бы заявить о своем существовании. Так, например, немецкий математик Гаусс предлагал прорубить в лесах Сибири гигантские просеки в форме треугольника и других геометрических фигур, чтобы «марсиане» узнали о наличии на нашей планете разумных обитателей. Всякий раз сведения об открытии разумных обитателей других миров не подтверждались. Тем не менее, каждый новый шаг человечества в развитии науки и техники рождал очередные надежды найти следы подобной деятельности на других планетах. Так, в начале XX в., когда на Земле уже были построены Суэцкий (1869) и Панамский (1914) каналы, с большим энтузиазмом были встречены сообщения о «каналах», обнаруженных на Марсе. На первых порах развития радиотехники шумы непонятного происхождения нередко приписывались инопланетянам. Современный уровень развития науки и техники считается достаточным для того, чтобы обнаружить результаты деятельности разумных обитателей других миров. Это касается и земной цивилизации.
НАДЕЖДА НА «ОБИТАЕМОСТЬ»Человеку всегда хотелось найти где-нибудь на других космических телах подобные себе существа. Именно поэтому не

Слайд 4Ракетно-космические исследования до сих пор также не принесли каких-либо достоверных данных

о существовании внеземной жизни. Ни на Луне, ни на Марсе в результате изучения химического состава грунта, взятого с поверхности этих тел, живых организмов или их остатков не обнаружено. Исследования, проводимые специалистами, не подтвердили предположения об искусственном характере объектов на поверхности Луны или Марса.

В 1976 г. станция «Викинг» передала на Землю фотографию загадочного объекта (из области Сидония) размером около полутора километров, который назвали «головой сфинкса»

Была выдвинута гипотеза, что это архитектурное сооружение древней цивилизации. Но исследователи Марса заявили: это природный объект. Споры не утихали до 2001 г., пока космический аппарат «Марс Глобал Сурвейор» не передал на Землю более подробный снимок этого объекта

Ракетно-космические исследования до сих пор также не принесли каких-либо достоверных данных о существовании внеземной жизни. Ни на

Слайд 5В то время как поиски жизни на Марсе зашли в тупик,

космический аппарат «Галилео», изучающий систему Юпитера, передал сообщение, что на одном из больших спутников — Европе — обнаружен океан теплой воды, находящийся под ледяным панцирем. Поверхность Европы покрыта молодым водяным льдом, который испещрен трещинами и «хаосами»

Анализ полученных в разное время изображений показал, что лед несколько смещается (подобную картину можно наблюдать на земных полярных морях во время весеннего таяния льда). Исходя из размеров и геометрии ледяных трещин, ученые предположили, что на спутнике Европа тонкий ледяной слой закрывает воду или талый лед. Вероятной причиной появления таких структур может быть действие гидротермальных источников (гейзеров). Следовательно, если на Европе есть теплая вода, то могут существовать и какие-либо формы жизни. Однако обнаружить их можно только «приземлившись» на поверхность.

В то время как поиски жизни на Марсе зашли в тупик, космический аппарат «Галилео», изучающий систему Юпитера,

Слайд 6Современная наука определяет внеземные цивилизации как гипотетические общества разумных существ, которые

могут возникнуть и существовать вне Земли. Для оценки числа внеземных цивилизаций в Галактике американский радиоастроном Фрэнсис Дрейк предложил следующую формулу:

В формуле Дрейка все величины, кроме первой, имеют очень неопределенный характер и определяются на основе экспертных оценок ученых. Поэтому создается значительная неопределенность в оценке общей величины N.

Современная наука определяет внеземные цивилизации как гипотетические общества разумных существ, которые могут возникнуть и существовать вне Земли.

Слайд 7Таким образом, в настоящее время для научных исследований доступны лишь те

формы жизни, которые существуют на нашей планете. Земные живые организмы состоят из сложных высокомолекулярных химических соединений. В этой связи очень важен один из немногих положительных результатов, полученных в ходе поисков внеземной жизни во Вселенной. Это - обнаружение в плотных молекулярных облаках нашей Галактики нескольких классов типичных органических соединений - альдегидов, спиртов, простых и сложных эфиров, карбоновых кислот, амидов кислот. Многие из этих соединений (HCN, CH2NH, CH3NH2 и др.) являются тем исходным материалом, из которого образуются важнейшие предбиологические молекулы - аминокислоты и азотистые основания. Аминокислоты были обнаружены также в некоторых метеоритах. Обнаружение органических соединений свидетельствует о том, что во Вселенной при определенных условиях происходит синтез важных составных частей животных и растительных белков, молекул ДНК и РНК. Подобный синтез удалось осуществить также в лабораторных условиях на Земле. Газовая смесь имитировала состав первичной атмосферы нашей планеты (водород, метан, аммиак, сероводород, вода).

Подобный синтез можно считать лишь первым шагом на пути решения проблемы зарождения и развития жизни. Итак, существование высокоразвитых форм жизни, в том числе разумной, на нашей планете и наличие во Вселенной органических соединений говорит о том, что в ходе эволюции при определенных условиях могут возникать живые организмы. Вывод об этих условиях ученые, к сожалению, вынуждены делать на основе лишь единственного случая - земной жизни. Существование органических соединений, процессы, происходящие с ними в живых организмах и составляющие основу жизнедеятельности, могут происходить лишь при определенных температурных условиях (0-100 °С). Более того, для возникновения и развития живых организмов необходимо, чтобы эти условия поддерживались в течение достаточно длительного времени. Согласно современным представлениям, в земной биосфере от момента зарождения простейших форм жизни до появления человека прошло примерно 3 млрд. лет.

Таким образом, в настоящее время для научных исследований доступны лишь те формы жизни, которые существуют на нашей

Слайд 8Космические аппараты «Вояджер», запуск которых осуществлен в 1977 г., уносят в

межзвездное пространство видеодиски со 115 изображениями Земли, живых существ, обитающих на ней, а также важнейших результатов научных исследований. Кроме того, на борту этих аппаратов находятся записи классических и современных музыкальных произведений, человеческой речи на 58 языках народов, населяющих Землю, звуки и шумы, отражающие живую и неживую природу нашей планеты. Остается надеяться и ждать ответных посланий. Разумеется, обнаружение за пределами Земли жизни даже в ее простейших формах, а тем более встреча с разумными существами будет не только замечательным научным достижением человеческой цивилизации. Это откроет новые горизонты в решении проблемы происхождения жизни, а также сможет оказать огромное влияние на дальнейшее развитие всех наук.
Космические аппараты «Вояджер», запуск которых осуществлен в 1977 г., уносят в межзвездное пространство видеодиски со 115 изображениями

Слайд 9ЗАКЛЮЧЕНИЕ

теме постоянно продолжаются дискуссии, и единого мнения не существует. В последнее время среди ученых и философов все больше утверждается мнение, что человечество одиноко, если не во всей Вселенной, то во всяком случае в нашей Галактике. Из этого вытекает важнейший вывод о значении, ценности и уникальности нашей цивилизации. Человечество, таким образом, в огромной степени ответственно не только за нашу планету, но и за Вселенную в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВозможность существования внеземных цивилизаций-одна из самых интересных тем астрономии. По этой теме постоянно продолжаются дискуссии, и единого